СТРАХОВАНИЕ ГРУЗОВ
Грузовые перевозки внесли огромный вклад в формирование цивилизации. Не секрет, что помимо своей экономической выгоды, они стали важным инструментом для соединения городов, стран и установления связи на глобальном уровне. История грузовых перевозок началась с появлением первых колес и привела к развитию образования и науки, технологий, открытию новых инноваций. С появлением транспорта человек познакомился с другими цивилизациями и начал делать первые шаги, чтобы избежать опасностей, возникающих на пути. С этих времен и начинается история страхования. Современные грузовые перевозки берут свое начало с 19 века. Открытия человечества подняли их на новый уровень. На сегодня значение грузовых перевозок если не увеличилось, то точно не уменьшилось. С развитием коммуникаций расширились возможности транспортировки и страхования грузов.
Объявленный в связи с пандемией карантин коснулся всех. Границы были закрыты, движение приостановлено. Торговые центры, салоны красоты, рестораны были вынуждены приостановить свою деятельность. Из-за ограничений движения по стране транспортировка грузов также столкнулась с трудностями. Несмотря на это, данный вид услуги не потерял свою актуальность. Между странами продолжали курсировать грузовые поезда и самолеты. По данным Национального банка Казахстана, в последние годы на страховом рынке наблюдается рост интереса к страхованию грузов. Например, в 2018 году казахстанские страховые компании застраховали грузоперевозки на 3,7 млрд тенге, в 2019 году этот показатель составлял 6,9 млрд тенге. По словам Председателя Правления Nomad Insurance Даурена Иманжанова, люди привыкают защищать свои риски с помощью страхования. Хотя количество людей, обращающихся за страхованием грузов в Казахстане во время карантина уменьшилось. Ситуация улучшилась в июле, говорят страховщики. За первые 6 месяцев текущего года количество людей, которые доверили Компании страхование своего груза, увеличилось на 31% по сравнению с 2019 годом.
Страховая компания "Номад Иншуранс" оказывает услуги по страхованию грузовых перевозок более 15 лет. По состоянию на 1 июля текущего года компания возместила своим клиентам более 37 миллионов тенге за груз, поврежденным при транспортировке.
Специалисты делят риски грузоперевозок на 5 групп. Таким образом, проводится анализ груза на предмет возможных повреждений при транспортировке. От этого также зависит стоимость страховых услуг.
В группу «А» входят вещества с низким риском повреждения: руда, уголь, песок, камень, цемент, гипс, железобетонные конструкции, кирпич, черные металлы, металлоконструкции, удобрения, корм (спецтехника), сырье, химикаты и текстильные полуфабрикаты;
Груз группы «B» состоит из предметов с небольшим риском повреждения: дерево, древесные материалы, химические, фармацевтические, косметические, текстильные изделия, готовая одежда, обувь, кожа и кожаные изделия, полиграфия, канцелярские товары, игрушки, спортивные товары, мебель, сантехника, зерно, комбикорм, цемент (в мешках), хлопок, пластмассовые и резиновые изделия (кроме автомобильных шин);
Риск повреждения при транспортировке предметов, относящихся к группе «С», считается средним: продукты питания, кофе, деликатесы, бытовая и офисная техника, полусмазочные материалы, детали машин, медицинское и механическое оборудование заводов, машины, сельскохозяйственная техника, консервы, экспонаты промышленных выставок;
Предметы группы «D» с высоким риском повреждения при транспортировке: жидкости в бутылках и бочках, оптическое и электронное оборудование, компьютеры, теле-, видео- и аудиоаппаратура, алкогольные и безалкогольные напитки, табак, сигареты, кожа, ковры ручной работы, изделия из стекла или хрусталя, трубка, куриные яйца, свежие овощи и фрукты;
Группа «Е» состоит из предметов повышенного риска: деньги, драгоценные металлы и камни, ювелирные изделия, произведения искусства, экспонаты уникальных выставок, антиквариат, оружие, боеприпасы, автомобили, пиротехника, компьютерное оборудование, замороженные продукты, крупные животные, предметы личного пользования, гардероб, мебель, предметы домашнего обихода и другие.
По данным Национального Банка РК, в 2018 году застрахованным было выплачено 526 млн тенге, а в 2019 году было возмещено более 793 млн тенге.