1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. . Настоящие Правила страхования воздушного транспорта (далее – “Правила”) разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан от 18 декабря 2000 г. №126-II "О страховой деятельности".
1.2. На условиях настоящих Правил АО СК "НОМАД Иншуранс" (далее – “Страховщик”), осуществляет добровольное страхование воздушного транспорта на случай повреждения или утраты (гибели) путем заключения договора страхования воздушного транспорта (далее – “Договор”) с юридическими (независимо от формы собственности) или дееспособными физическими лицами (независимо от гражданства) (далее – “Страхователь”).
1.3. В Правилах используются следующие понятия:
1) выгодоприобретатель - лицо, которое в соответствии с Договором является получателем страховой выплаты;
2) страховщик - лицо, осуществляющее страхование, то есть обязанное при наступлении страхового случая произвести страховую выплату Страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен Договор (Выгодоприобретателю), в пределах определенной Договором суммы (страховой суммы). Страховщиком может быть только юридическое лицо, зарегистрированное в качестве страховой организации и имеющее лицензию на право осуществления страховой деятельности;
3) страхователь - лицо, заключившее Договор со Страховщиком;
4) страховой случай - событие, с наступлением которого Договор предусматривает осуществление страховой выплаты. Событие, рассматриваемое в качестве страхового случая, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления;
5) страховая сумма - сумма денег, на которую застрахован объект страхования и которая представляет собой предельный объем ответственности Страховщика при наступлении страхового случая;
6) страховая премия - сумма денег, которую Страхователь обязан уплатить Страховщику за принятие последним обязательств произвести страховую выплату Страхователю Выгодоприобретателю) в размере, определенном Договором;
7) страховая выплата — сумма денег, выплачиваемая Страховщиком Страхователю (Выгодоприобретателю) в пределах страховой суммы при наступлении страхового случая;
8) франшиза - предусмотренное условиями страхования освобождение Страховщика от возмещения ущерба, не превышающего определенного размера. Франшиза бывает условная (невычитаемая) и безусловная (вычитаемая) и устанавливается либо в процентах к страховой сумме, либо в абсолютном размере. При условной франшизе Страховщик освобождается от возмещения ущерба, не превышающего установленного размера франшизы, но должен возместить ущерб полностью, если его размер больше этой суммы. При безусловной франшизе ущерб во всех случаях возмещается за вычетом установленной суммы;
9) воздушный транспорт / воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной (водной) поверхности. В понятие воздушного транспорта/судна входит его корпус, двигатели, шасси, электрические и гидравлические системы и иное специальное оборудование, установленное на борту, при условии, что оно связано с обеспечением полетов, и имеющее оформленные должным образом соответствующие документы;
10) авиационный инцидент - событие, происшедшее при использовании воздушного судна в целях выполнения полета, связанное с нарушением нормального функционирования этого судна, его экипажа, другого авиационного персонала или связанное с воздействием внешних условий, но не приведшее к авиационному происшествию;
11) авиационное происшествие - событие, происшедшее при использовании воздушного судна в целях выполнения полета, связанное с нарушением нормального функционирования этого судна, его экипажа, другого авиационного персонала или связанное с воздействием внешних условий и приведшее к гибели людей, значительному повреждению, разрушению или утрате воздушного судна;
12) полет воздушного судна - перемещение воздушного судна по земной (водной) поверхности и в воздушном пространстве от начала разбега при взлете (отрыва от земной или водной поверхности при вертикальном взлете) до окончания пробега (освобождение взлетно-посадочной полосы без остановки) или касания земной (водной) поверхности при вертикальной посадке;
13) члены экипажа – лица летного состава и обслуживающего персонала. Состав экипажа определяется в зависимости от типа и назначения воздушного судна, а также целей и условий его эксплуатации при выполнении полетов и определяется разработчиком и заказчиком. Минимальный состав экипажа из числа лиц летного состава указывается в Руководстве по летной эксплуатации воздушного судна данного типа. К членам летного экипажа относятся лица, имеющие действующие свидетельства летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа и его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики и бортрадисты. К обслуживающему персоналу относятся члены экипажа, не выполняющие обязанности, связанные с управлением воздушного судна и его оборудованием во время полета: бортпроводники, бортоператоры и другие специалисты в зависимости от назначения воздушного судна и цели полета.
2. Объект страхования
2.1. Объектом страхования являются не противоречащие законодательству Республики Казахстан имущественные интересы Страхователя, связанные с владением, пользованием, распоряжением воздушным транспортом, вследствие его повреждения, уничтожения (гибели) или утраты/пропажи в период действия Договора.
3. Страховой случай
3.1. Страховым случаем является повреждение, уничтожение (гибель) или утрата/пропажа воздушного транспорта в результате событий, оговоренных настоящими Правилами и предусмотренными Договором, а именно:
1) авиационного происшествия или инцидента, произошедшего с момента запуска двигателя для выполнения полета в аэропорту вылета до момента выключения двигателя в аэропорту назначения (транзитном аэропорту);
2) стихийного бедствия, произошедшего во время стоянки воздушного судна;
3) противоправных действий третьих лиц, произошедших во время стоянки воздушного судна, а именно в результате кражи, разбоя, грабежа, уничтожения или повреждения чужого имущества умышленно или по неосторожности.
3.2.Под повреждением воздушного судна в настоящих Правилах понимается нарушение целостности конструкции или разрушение узлов (агрегатов) в результате событий, предусмотренных Договором, что потребовало проведения аварийного восстановительного ремонта.
3.3. Под уничтожением (полной гибелью) воздушного судна в настоящих Правилах понимается полное уничтожение воздушного судна, когда:
1) никакие его агрегаты не могут быть использованы в дальнейшем по их прямому назначению либо
2) в отношении воздушного транспорта установлена техническая невозможность или экономическая нецелесообразность восстановления воздушного судна (когда расходы на его аварийный ремонт составляют более 100% от его стоимости на дату наступления страхового случая), а также невозможность использования воздушного транспорта по прямому назначению.
3.4. Под утратой/пропажей воздушного судна в настоящих Правилах понимается:
1) утрата воздушного судна, когда оно после планового вылета, осуществленного в период действия Договора, не прибыло в пункт назначения, и мероприятия по его поиску в течение 60 суток результатов не дали, или его поиски официально прекращены ранее этого срока;
2) утрата воздушного судна, вызванная вынужденной посадкой на труднодоступную и непригодную для эвакуации этого судна местность;
3) утрата воздушного судна, произошедшая в результате кражи, разбоя, грабежа воздушного судна.
3.5.Договором может быть предусмотрен иной перечень страховых случаев.
4. Порядок определения страховой суммы. Франшиза
4.1. Размер страховой суммы определяется действительной (рыночной) стоимостью воздушного транспорта на момент заключения Договора.
4.2. По согласованию между Страховщиком и Страхователем действительная стоимость воздушного транспорта может определяться на основании независимой экспертной оценки, если ее определение иным способом затруднено и/или может привести к искажению информации о застрахованном воздушном транспорте.
4.3.Франшиза устанавливается либо в процентах к страховой сумме, либо в абсолютном размере.
5. Порядок определения страховой премии
5.1. Размер страховой премии зависит от характеристик воздушного транспорта, условий и особенностей его эксплуатации, перечня выбранных рисков, срока страхования, а также иных факторов, влияющих на вероятность наступления страхового случая и величину возможного ущерба, и исчисляется согласно тарифной политики Страховщика.
5.2. Если иное не оговорено Договором, оплата страховой премии производится единовременным платежом в течение 3 (трех) рабочих дней с даты подписания Договора уполномоченными представителями сторон на банковский счет Страховщика или наличными деньгами в кассу Страховщика.
6. Порядок заключения Договора
6.1. Договор заключается на основании письменного заявления Страхователя, заполненного по установленной Страховщиком форме. Страхователь обязан дать ответы на все поставленные ему Страховщиком вопросы с целью определения степени риска в отношении страхуемого воздушного транспорта. Заявление Страхователя является неотъемлемой частью Договора. При указании Страхователем в заявлении ложных сведений, Страховщик при наступлении страхового случая имеет право отказать Страхователю в страховой выплате. При заполнении указанного заявления Страхователь обязан сообщить Страховщику обо всех известных ему обстоятельствах, имеющих существенное значение для оценки страхового риска.
6.2. Страхователь обязан предоставить Страховщику следующие документы:
1) копию свидетельства о государственной регистрации воздушного судна;
2) копия сертификата эксплуатанта;
3) копии документов, подтверждающих право собственности на воздушное судно (договор купли-продажи воздушного судна, протокол о проведении тендера и т.д.);
4) копии документов, подтверждающих имущественный найм, лизинг, доверительное управление, а также на иное пользование воздушным судном;
5) копии приемо-сдаточного акта к документам, подтверждающих право собственности на воздушное судно, имущественный найм, лизинг, доверительное управление, а также на иное пользование воздушным судном;
6) разрешение Комитета гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан на приобретение в собственность, имущественный найм, лизинг, доверительное управление, а также на иное пользование воздушным судном (для организаций гражданской авиации, резидентов Республики Казахстан);
7) акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна;
8) сертификат летной годности (при летной эксплуатации воздушного судна);
9) сертификат типа воздушного судна (для воздушного судна сверхлегкой авиации сертификат экземпляра или сертификат типа);
10) сертификат летной годности;
11) бортовые журналы (бортжурнал самолета/вертолета, санитарный бортовой журнал самолета/вертолета);
12) лицензия на бортовые радиостанции;
13) Руководство по летной эксплуатации;
14) Руководство по производству полетов эксплуатанта;
15) аэронавигационные и другие документы, предусмотренные требованиями законодательства Республики Казахстан и Международной организацией гражданской авиации как необходимые для выполнения полетов.
6.3. При заключении Договора, изменении условий страхования Страхователь обязан представить воздушный транспорт для осмотра. За детали воздушного транспорта (узлы, агрегаты), имеющие повреждения на момент заключения Договора, Страховщик ответственности не несет.
6.4. Для заключения Договора Страховщиком может быть сокращен перечень вышеуказанных требований/документов либо затребованы дополнительные документы, характеризующие степень страхового риска.
6.5. Договор заключается в письменной форме путем составления сторонами одного документа - договора страхования.
6.6. Договор должен содержать:
1) наименование, место нахождения и банковские реквизиты Страховщика;
2) фамилию, имя, отчество (при его наличии) и место жительства Страхователя (если им является физическое лицо) или его наименование, место нахождения и банковские реквизиты (если им является юридическое лицо);
3) указание объекта страхования;
4) указание страхового случая;
5) размеры страховой суммы и порядок и сроки осуществления страховой выплаты;
6) размеры страховой премии, порядок и сроки их уплаты;
7) дату заключения и срок действия Договора;
8) указание о застрахованном и Выгодоприобретателе, если они являются участниками страхового отношения;
9) территорию действия Договора;
10) номер, серию Договора;
11) случаи и порядок внесения изменений в условия Договора;
12) иные сведения, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.
7. Срок и место действия Договора. Пролонгация Договора
7.1. Если Договором не предусмотрено иное, Договор заключается сроком на 12 месяцев и вступает в силу со дня, следующего за днем уплаты страховой премии. Днем уплаты страховой премии считается день поступления денег на банковский счет или в кассу Страховщика.
7.2. Если Договором не предусмотрено иное, период действия страховой защиты совпадает со сроком действия Договора.
7.3. Если иное не оговорено Договором, он прекращает свое действие в 24 часа 00 минут дня, указанного в Договоре, как день окончания Договора, либо при осуществлении Страховщиком страховой выплаты (страховых выплат) в размере общей страховой суммы, установленной Договором.
Договором может быть предусмотрено, что он прекращает свое действие с момента осуществления Страховщиком страховой выплаты по первому наступившему страховому случаю.
7.4. Если иное не оговорено Договором, то по согласованию сторон Договор может быть пролонгирован на следующий срок при условии уведомления одной из сторон об этом за 30 (тридцать) календарных дней до даты прекращения Договора и уплаты страховой премии.
7.5. Территорией страхования является Республика Казахстан, если Договором не оговорено иное.
8. Права и обязанности сторон
8.1. Страховщик вправе:
1) проверять предоставленную Страхователем информацию и документы, а также выполнение Страхователем требований и условий Договора;
2) по получении уведомления об обстоятельствах, влекущих увеличение страхового риска потребовать, изменения условий Договора или уплаты дополнительной страховой премии соразмерно увеличению риска;
3) потребовать расторжения Договора при невыполнении Страхователем обязанности сообщать Страховщику о ставших ему известными значительных изменениях в обстоятельствах, сообщенных Страховщику при заключении Договора, если эти изменения могут существенно повлиять на увеличение страхового риска, либо если Страхователь возражает против изменения условий Договора или доплаты страховой премии соразмерно увеличению степени риска;
4) самостоятельно выяснять причины и обстоятельства события, имеющего признаки страхового случая, в том числе запрашивать у соответствующих государственных органов и организаций, исходя из их компетенции, документы, подтверждающие факт наступления страхового случая и размер причиненного ущерба;
5) требовать от Страхователя информацию, необходимую для установления факта страхового случая, обстоятельств его наступления;
6) отказать в осуществлении страховой выплаты полностью или частично по основаниям, предусмотренным Договором;
7) совершать иные действия, не противоречащие настоящим Правилам, Договору и законодательству Республики Казахстан.
8.2. Обязанности Страховщика:
1) ознакомить Страхователя с настоящими Правилами и по его требованию предоставить (направить) копию Правил;
2) обеспечить тайну страхования;
3) осуществить страховую выплату Выгодоприобретателю или направить Страхователю и Выгодоприобретателю письменный мотивированный отказ в осуществлении страховой выплаты в соответствии с условиями Договора;
4) возместить Страхователю (Выгодоприобретателю) расходы, произведенные им для уменьшения убытков при страховом случае;
5) при недостаточности документов, подтверждающих факт наступления страхового случая и размер подлежащего возмещению Страховщиком вреда, в течение трех рабочих дней со дня их получения сообщить об этом заявителю с указанием полного перечня недостающих и (или) неправильно оформленных документов;
6) совершать другие действия, предусмотренные настоящими Правилами, Договором и действующим законодательством Республики Казахстан.
8.3. Страхователь вправе:
1) требовать от Страховщика разъяснения условий страхования воздушного транспорта, своих прав и обязанностей по Договору;
2) до наступления страхового случая заменить Выгодоприобретателя, названного в Договоре, другим лицом, письменно уведомив об этом Страховщика. Выгодоприобретатель не может быть заменен другим лицом после того, как он выполнил определенные обязанности по Договору, вытекающие из его соглашения со Страхователем, или предъявил Страховщику требование по осуществлению страховой выплаты;
3) оспорить в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, отказ Страховщика в осуществлении страховой выплаты или уменьшении ее размера;
4) совершать иные действия, не противоречащие настоящим Правилам, Договору и законодательству Республики Казахстан.
8.4. Обязанности Страхователя:
1) уплатить страховую премию в размере, порядке и сроки, которые установлены Договором;
2) при заключении и в период действия Договора информировать Страховщика обо всех действующих/заключаемых договорах страхования по аналогичным рискам в отношении данного объекта страхования;
3) информировать Страховщика о состоянии страхового риска;
4) незамедлительно, но не позднее 3 (трех) рабочих дней, сообщать Страховщику о ставших ему известными значительных изменениях в обстоятельствах, сообщенных Страховщику при заключении Договора, если эти изменения могут существенно повлиять на увеличение страхового риска;
5) при увеличении степени риска внести изменения в Договор и/или уплатить дополнительную страховую премию в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения Страхователем уведомления об изменении Договора и/или доплате страховой премии;
6) совершать иные действия, предусмотренные настоящими Правилами, Договором и законодательством Республики Казахстан.
8.5. Обязанности Страхователя при наступлении страхового случая:
Страхователь/члены экипажа воздушного судна, после того, как ему/им стало/должно было стать известно о наступлении страхового случая (события, которое может привести к наступлению страхового случая), обязан/обязаны:
1) принять разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры, чтобы предотвратить или уменьшить возможные убытки, в том числе меры к спасению и сохранению воздушного транспорта;
2) незамедлительно сообщить в соответствующие органы и организации, исходя из их компетенции (подразделения органов внутренних дел, органы противопожарной службы, аварийные службы, агентство по чрезвычайным ситуациям), о наступлении события; обеспечить документальное оформление события уполномоченными государственными и иными компетентными органами;
3) незамедлительно, но в любом случае не позднее 3 (трех) рабочих дней, в письменной форме сообщить о страховом случае Страховщику;
4) сохранить пострадавший воздушный транспорт (если это не противоречит интересам безопасности или не приведёт к увеличению ущерба) до осмотра его представителем Страховщика в том виде, в котором он оказался на момент повреждения/гибели;
5) обеспечить представителю Страховщика возможность беспрепятственного осмотра поврежденного воздушного транспорта, участия в мероприятиях по уменьшению убытков и спасанию воздушного транспорта;
6) содействовать представителю Страховщика в выяснении причин и обстоятельств наступления страхового случая, в т.ч. предоставлять Страховщику всю доступную ему информацию и документацию, позволяющую судить о причинах, ходе и последствиях страхового случая, характере и размерах причиненного ущерба, в т.ч. обеспечить участие представителя Страховщика о заседаниях комиссии по расследованию авиационных происшествий;
7) незамедлительно письменно уведомить Страховщика о получении, какого либо возмещения (компенсации) убытков, причиненных в результате страхового случая, от третьих лиц, не являющихся потерпевшими;
8) в случае если Страховщик сочтет необходимым назначение своего представителя для защиты интересов, как Страховщика, так и Страхователя, в связи с наступлением страхового случая – выдать доверенность или иные необходимые документы для защиты таких интересов указанным Страховщиком лицам. Страховщик имеет право, но не обязан, представлять интересы Страхователя в суде или иным образом осуществлять правовую защиту Страхователя в связи с наступлением страхового случая;
9) нести бремя доказывания наступления страхового случая, а также причиненных им убытков, в том числе оплата производства экспертизы, выезд экспертов на место происшествия, привлечение и консультации специалистов, сбор необходимых документов и т.п.;
10) передать Страховщику все документы и доказательства и сообщить ему все сведения, необходимые для осуществления Страховщиком перешедшего к нему права регрессного требования к лицу, ответственному за причиненный ущерб;
11) выполнять иные действия, предусмотренные настоящими Правилами, Договором и законодательством Республики Казахстан.
8.6. Выгодоприобретатель вправе:
1) требовать от Страховщика разъяснения условий страхования, своих прав и обязанностей по Договору;
2) при заключении и в период действия Договора информировать Страховщика обо всех действующих/заключаемых договорах страхования по аналогичным рискам в отношении данного объекта страхования;
3) предъявить Страховщику требование о страховой выплате;
4) получить страховую выплату в порядке и на условиях, предусмотренных Договором;
5) оспорить в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, отказ Страховщика в осуществлении страховой выплаты или уменьшении ее размера;
6) совершать иные действия, не противоречащие настоящим Правилам, Договору и законодательству Республики Казахстан.
8.7. Предусмотренные настоящим разделом права и обязанности сторон не являются исчерпывающими. Стороны имеют права и несут обязанности, предусмотренные иными пунктами Правил, условиями Договора и законодательством Республики Казахстан.
8.8. Перечень прав и обязанностей сторон может быть изменен (дополнен) Договором.
9. Документы, необходимые для принятия решения о страховой выплате
9.1. Для принятия Страховщиком решения о страховой выплате Страхователь (Выгодоприобретатель) обязан предоставить Страховщику следующие документы:
1) заявление о страховом случае;
2) копию Договора;
3) копию свидетельства о регистрации воздушного судна;
4) копия сертификата эксплуатанта;
5) копии документов, подтверждающих право собственности на воздушное судно (договор купли-продажи воздушного судна, протокол о проведении тендера и т.д.);
6) копии документов, подтверждающих имущественный найм, лизинг, доверительное управление, а также на иное пользование воздушным судном;
7) копии приемо-сдаточного акта к документам, подтверждающих право собственности на воздушное судно, имущественный найм, лизинг, доверительное управление, а также на иное пользование воздушным судном;
8) разрешение Комитета гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан на приобретение в собственность, имущественный найм, лизинг, доверительное управление, а также на иное пользование воздушным судном (для организаций гражданской авиации, резидентов Республики Казахстан);
9) акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна;
10) сертификат летной годности (при летной эксплуатации воздушного судна);
11) сертификат типа воздушного судна (для воздушного судна сверхлегкой авиации сертификат экземпляра или сертификат типа);
12) сертификат летной годности;
13) бортовые журналы (бортжурнал самолета/вертолета, санитарный бортовой журнал самолета/вертолета);
14) лицензия на бортовые радиостанции;
15) Руководство по летной эксплуатации;
16) Руководство по производству полетов эксплуатанта;
17) аэронавигационные и другие документы, предусмотренные требованиями законодательства Республики Казахстан и Международной организацией гражданской авиации как необходимые для выполнения полетов;
18) оригиналы или заверенные уполномоченным лицами копии соответствующих документов компетентных органов:
при авиационном инциденте – акты/заключения комиссий, иных компетентных органов/лиц, осуществляющих расследование, классификацию и учет авиационных инцидентов, либо подтверждающие факт наступления страхового случая;
при авиационном происшествии - заключение вневедомственной государственной комиссии; акты/заключения комиссий, иных компетентных органов/лиц, осуществляющих расследование, классификацию и учет авиационных происшествий, либо подтверждающие факт наступления страхового случая;
при стихийном бедствии – акты, заключения, иные документы противопожарных органов, гидрометеослужбы, аварийные службы, подразделения Агентства по чрезвычайным ситуациям, государственных комиссий, иных компетентных органов, осуществляющих расследование, классификацию и учет событий, рассматриваемых в Договоре в качестве страховых случаев, либо подтверждающие факт наступления страхового случая;
при противоправных действиях третьих лиц – документы органов прокуратуры, следствия, дознания, судебных органов, органов пожарного надзора (постановления о движении уголовного дела (о возбуждении, об отказе в возбуждении, о приостановлении, прекращении), протокола осмотра места происшествия, постановления о привлечении в качестве обвиняемого, приговор суда), иные документы, составленные уполномоченными органами (комиссиями), осуществляющими расследование, классификацию и учет событий, рассматриваемых в Договоре в качестве страховых случаев, либо подтверждающие факт наступления страхового случая;
19) акт экспертной оценки по определению суммы причиненного воздушному транспорту ущерба, проведенной независимым экспертом, имеющим соответствующую лицензию (в случае, предусмотренном частью 2 п.10.3 настоящих Правил);
20) документы, необходимые для осуществления Страховщиком права регрессного требования к лицу, ответственному за причиненный ущерб;
21) документы, подтверждающие понесенные Страхователем расходы, покрываемые по Договору.
9.2. Порядок и форма составления представленных документов должны соответствовать законодательству Республики Казахстан или ратифицированными Республикой Казахстан международными договорами, если для них это предусмотрено. Если настоящим Договором не предусмотрено иное, документы предоставляются Страховщику в оригинале либо в виде копии, нотариально удостоверенной или заверенной оригинальной печатью и подписанной уполномоченным лицом компетентной организации.
9.3. Оригиналы документов после принятия Страховщиком решения о страховой выплате по требованию Страхователя/потерпевшего/Выгодоприобретателя могут быть возвращены соответствующему лицу при условии предоставления простых либо заверенных уполномоченным лицом копий (по решению Страховщика, исходя из требований законодательства Республики Казахстан).
9.4. Страховщик вправе сократить вышеизложенный перечень документов или затребовать дополнительные документы, если с учетом конкретных обстоятельств их отсутствие делает невозможным установление факта/обстоятельств наступления страхового случая или определение размера убытка.
10. Порядок и условия осуществления страховых выплат
10.1. Страховая выплата осуществляется в размере реального ущерба, но не выше страховой суммы.
10.2. Если страховая сумма меньше действительной стоимости воздушного транспорта на дату заключения Договора, то страховая выплата производится пропорционально отношению страховой суммы к действительной стоимости воздушного транспорта на дату заключения Договора. Если страховая сумма превышает действительную стоимость воздушного транспорта на дату заключения Договора, страхование является недействительным в части, превышающей действительную стоимость воздушного транспорта на дату заключения Договора. Факт несоответствия страховой суммы действительной стоимости воздушного транспорта может быть установлен Страховщиком при наступлении страхового случая.
10.3. Размер ущерба определяется Страховщиком на основании представленных Страхователем (Выгодоприобретателем) документов и/или независимым экспертом, имеющим соответствующую лицензию, рекомендованным Страховщиком.
10.4. Размер ущерба по риску повреждение воздушного транспорта исходя из расчета стоимости восстановления поврежденного воздушного транспорта за минусом начисленной амортизации (износа) воздушного транспорта, имевшей место до наступления страхового случая.
10.5. При наступлении страхового случая по риску уничтожения (полной гибели) или утраты/пропажи воздушного транспорта страховая выплата осуществляется в размере действительной стоимости воздушного транспорта на дату наступления страхового случая в пределах страховой суммы.
10.6. Договором могут покрываться следующие расходы:
10.6.1. в размере не более 5% от страховой суммы:
1) расходы по обеспечению безопасности и сохранности поврежденного судна;
2) расходы на доставку к месту нахождения поврежденного воздушного судна рабочих, материалов, запасных частей и агрегатов;
3) расходы по разборке воздушного судна в случае, если взлет невозможен;
4) разумные затраты по возвращению воздушного судна на базовый (ближайший к месту происшествия) аэродром или на ремонтное предприятие;
10.6.2. в размере не более 10% от страховой суммы:
1) целесообразные расходы по спасению воздушного судна.
10.7. Страховая выплата осуществляется с учетом франшизы, установленной Договором.
10.8. Страховая выплата производится за вычетом сумм, полученных в порядке возмещения данного ущерба от третьих лиц.
10.9. Страхователь не вправе отказаться от оставшегося после страхового случая воздушного транспорта, хотя и поврежденного.
10.10. При двойном имущественном страховании (страховании одного и того же объекта страхования у нескольких страховщиков по самостоятельным договорам с каждым) каждый страховщик несет перед Страхователем ответственность в пределах заключенного с ним договора, однако общая сумма страховых выплат, полученная Страхователем от всех страховщиков, не может превышать реального ущерба.
10.11. При принятии решения об осуществлении страховой выплаты в зависимости от события, которое признано или может быть признано страховым случаем, Страховщик вправе сократить перечень требований, связанных с наступлением страхового случая, предъявляемых к Страхователю Договором.
10.12. Страховщик обязан принять решение об осуществлении страховой выплаты и осуществить страховую выплату Выгодоприобретателю в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня получения всех необходимых документов, если иной срок не установлен Договором.
10.13. Страховая выплата может быть осуществлена Страхователю после письменного отказа Выгодоприобретателя от получения страховой выплаты.
10.14. Если после осуществления страховой выплаты по риску утраты/пропажи, воздушный транспорт будет обнаружен, Страхователь/Выгодоприобретатель обязан:
1) незамедлительно уведомить Страховщика об этом;
2) в случае если имеются повреждения воздушного судна совершить все действия и представить документы, предусмотренные Договором в отношении наступившего страхового случая; после предоставления Страховщиком Страхователю/Выгодоприобретателю решения о страховом случае и требования о возврате излишне уплаченной страховой выплаты незамедлительно возвратить Страховщику соответствующую часть страховой выплаты;
3) в случае если повреждения воздушного судна отсутствуют незамедлительно возвратить Страховщику страховую выплату.
11. Отказ в страховой выплате
11.1.Страховщик вправе полностью или частично отказать Страхователю в страховой выплате, если страховой случай произошел вследствие:
1) умышленных действий Страхователя, члена экипажа и/или Выгодоприобретателя, направленных на возникновение страхового случая либо способствующих его наступлению, за исключением действий, совершенных в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости;
2) действий Страхователя, члена экипажа и/или Выгодоприобретателя, признанных в установленном законодательными актами порядке умышленными преступлениями или административными правонарушениями, находящимися в причинной связи со страховым случаем.
11.2.Страховщик освобождается от осуществления страховой выплаты, если страховой случай наступил вследствие:
1) воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;
2) военных действий, актов терроризма;
3) гражданской войны, народных волнений всякого рода, массовых беспорядков или забастовок.
11.3.Страхованием не покрываются следующие события, произошедшие вследствие:
1) эксплуатации Страхователем воздушного судна, не имеющего действительного свидетельства о государственной регистрации воздушного судна и действующего удостоверения о годности воздушного судна к полетам и других документов, требуемых государственными и ведомственными органами управления для обеспечения безопасности полетов на воздушном транспорте;
2) нарушения Страхователем/членами экипажа правил подготовки судна к полету, правил полетов, правил перевозок пассажиров (грузов, багажа), санитарно-гигиенических требований, иных требований к содержанию, охране, ремонту, летной и технической эксплуатации воздушного судна, установленных законодательством Республики Казахстан и ратифицированными Республикой Казахстан международными договорами;
3) отсутствия у членов экипажа летного состава действующего свидетельства летного состава и/или подготовку/опыт, необходимый для управления воздушным судном данного типа и его оборудованием;
4) обслуживания воздушного судна неквалифицированным персоналом, не имеющим специального допуска и не прошедшим специальное обучение, а равно обслуживания и/или ремонта лицами, специально для этого не обученными и не имеющими специальный допуск;
5) использования Страхователем воздушного судна в целях, непредусмотренных заявлением на страхование, или за пределами обозначенного им района эксплуатации данного судна (если это не вызвано форс-мажорными обстоятельствами);
6) пользования взлетно-посадочными площадками, не предназначенными для застрахованного транспорта (кроме вынужденных случаев);
7) использования воздушного транспорта в испытаниях, спортивных/демонстрационных мероприятиях или в учебных целях;
8) использования воздушного транспорта в незаконных целях, в т.ч. произошедшие в результате совершения Страхователем/членами экипажа действий, признанных судом уголовно наказуемыми, или если воздушный транспорт явился орудием или средством преступления;
9) отказа отдельных агрегатов воздушного судна в связи с любыми дефектами этих агрегатов и выработкой ресурса - износом, старением, снижением прочности связанным с рабочими процессами и сопутствующими факторами (вибрация, шум, электромагнитные помехи и т.п.), если последствия таких повреждений локализованы внутри агрегатов;
10) повреждений элементов конструкции воздушного судна, связанных с
воздействием нормальных эксплуатационных условий и нагрузок, имеющих накопительный или прогрессирующий характер (коррозия, усталостные трещины, расслоения и т.п.);
11) использования специально не оговоренных и не рекомендованных заводом-изготовителем запасных частей, комплектующих и/или расходных материалов;
12) производственного дефекта или брака;
13) продолжительного ущерба двигателю в результате попадания инородных предметов, который рассматривается как нормальный износ;
14) непринятия командиром и экипажем мер для обеспечения безопасности полета, сохранности воздушного транспорта;
15) невозвращения Страхователю застрахованного воздушного транспорта, переданного им в аренду, лизинг.
11.4. Страховщик освобождается от осуществления страховой выплаты за убытки, возникшие вследствие изъятия, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения застрахованного воздушного транспорта по распоряжению государственных органов.
11.5. Основанием для отказа Страховщика в осуществлении страховой выплаты может быть также следующее:
1) сообщение Страхователем Страховщику заведомо ложных сведений об объекте страхования, страховом риске, страховом случае и его последствиях;
2) умышленное непринятие Страхователем мер по уменьшению убытков от страхового случая;
3) получение Страхователем соответствующего возмещения убытка по имущественному страхованию от лица, виновного в причинении убытка;
4) воспрепятствование Страхователем Страховщику в расследовании обстоятельств наступления страхового случая и в установлении размера причиненного им убытка;
5) неуведомление/несвоевременное уведомление Страховщика о наступлении страхового случая;
6) отказ Страхователя от своего права требования к лицу, ответственному за наступление страхового случая, а также отказ передать Страховщику документы, необходимые для перехода к Страховщику права требования. Если страховая выплата уже была осуществлена, Страховщик вправе требовать ее возврата полностью или частично;
7) другие случаи, предусмотренные законодательными актами.
11.6. Страхованием не покрываются моральный вред, вред, причиненный распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию (не связанные с обязанностью Страховщика соблюдать тайну страхования), потери Страхователя (членов экипажа, Выгодоприобретателя) (в т.ч. штрафы, пени, неустойка, судебные издержки, расходы по направлению членов экипажа в нужном назначении/обратно, по аренде жилья или проживанию в гостинице во время ремонта воздушного транспорта, командировочные расходы, убытки, связанные с простоем производства, утеря товарной стоимости/товарного вида воздушного транспорта, упущенная выгода), за исключением случаев, прямо оговоренных Договором.
11.7. Страховщик обязан направить Страхователю и Выгодоприобретателю письменный мотивированный отказ в страховой выплате в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня получения всех необходимых документов, если иной срок не установлен Договором.
11.8. Отказ Страховщика произвести страховую выплату может быть обжалован Страхователем/Выгодоприобретателем в суд.
11.9. Договором страхования перечень оснований освобождения Страховщика от страховой выплаты может быть изменен.
11.10. Неуведомление или несвоевременное уведомление страховщика о наступлении страхового случая не является основанием для отказа в осуществлении страховой выплаты, если оно обусловлено причинами, не зависящими от воли страхователя или отнесенными договором страхования к уважительным, и представлены соответствующие документы, подтверждающие данный факт
12. Суброгация
12.1. К Страховщику, осуществившему страховую выплату, переходит в пределах уплаченной суммы право требования, которое Страхователь имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
12.2.Страхователь (Выгодоприобретатель) обязан при получении страховой выплаты передать Страховщику все документы и доказательства и сообщить ему все сведения, необходимые для осуществления Страховщиком перешедшего к нему права требования.
12.3.Если Страхователь (Выгодоприобретатель) отказался от своего права требования к лицу, ответственному за убытки, возмещенные Страховщиком, или осуществление этого права стало невозможным по вине Страхователя (Выгодоприобретателя), Страховщик освобождается от осуществления страховой выплаты полностью или в соответствующей части и вправе потребовать возврата излишне выплаченной суммы.
13. Изменение Договора
13.1. Внесение изменений и дополнений в Договор производится по соглашению сторон, на основании письменного заявления одной из сторон. Все изменения и дополнения к Договору имеют юридическую силу при условии их письменного оформления и подписания уполномоченными представителями обеих сторон.
14. Условия прекращения Договора
14.1. Если Договором не предусмотрено иное, помимо общих оснований прекращения обязательств, а также оснований досрочного прекращения договора страхования, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, Договор прекращается досрочно в случаях:
1) осуществления Страховщиком страховой выплаты (страховых выплат) в размере страховой суммы либо осуществления страховой выплаты по риску уничтожения (гибели) воздушного транспорта или утраты/пропажи воздушного транспорта (только в отношении конкретного воздушного транспорта, по которому были осуществлены указанные страховые выплаты, если по одному Договору застраховано несколько средств воздушного транспорта);
2) неуплаты Страхователем очередного страхового взноса при уплате страховой премии в рассрочку;
3) невыполнения Страхователем обязанности сообщать Страховщику о ставших ему известными значительных изменениях в обстоятельствах, сообщенных Страховщику при заключении Договора, если эти изменения могут существенно повлиять на увеличение страхового риска, либо если Страхователь возражает против изменения условий Договора или доплаты страховой премии соразмерно увеличению степени риска;
4) расторжения Договора по требованию Страхователя или Страховщика, а также по соглашению сторон.
14.2. Порядок и последствия досрочного прекращения Договора по основанию, предусмотренному пп.1) и пп.2) п.14.1 настоящих Правил:
В указанных случаях Договор считается прекращенным с момента возникновения обстоятельства, предусмотренного в качестве основания для прекращения Договора, при этом уведомления о прекращении Договора не требуется.
При прекращении Договора по указанным основаниям уплаченные Страховщику страховая премия либо страховые взносы не подлежат возврату.
14.3. Порядок и последствия досрочного прекращения Договора по основаниям, предусмотренным пп.3) п.14.1 настоящих Правил:
В указанных случаях Договор считается прекращенным с момента возникновения обстоятельств, влекущих увеличение степени риска.
При этом Страховщик обязан уведомить Страхователя о прекращении Договора в течение 3 (трех) рабочих дней с даты:
1) когда Страховщику стало известно о невыполнении Страхователем обязанности сообщить об увеличении степени риска;
2) получения отказа Страхователя от внесения изменений в Договор или доплаты страховой премии;
3) истечения срока установленного Договором для акцепта требований Страховщика изменить Договор и/или доплатить страховую премию.
При прекращении Договора по указанным основаниям уплаченные Страховщику страховая премия либо страховые взносы не подлежат возврату.
14.4. Порядок и последствия досрочного прекращения Договора по основаниям, предусмотренным пп.4) п.14.1 настоящих Правил:
Договор считается прекращенным с даты подписания сторонами соглашения о прекращении Договора или с даты вступления в силу соответствующего решения суда (если спор решался в судебном порядке), при этом, о намерении расторжения Договора инициирующая сторона обязана уведомить другую сторону не менее, чем за 30 календарных дней до предполагаемой даты расторжения Договора.
При досрочном прекращении Договора Страховщик возвращает Страхователю уплаченную им страховую премию за не истекший период действия Договора за вычетом понесенных расходов на ведение дела, которые составляют 29% от общей суммы страховой премии, а также за вычетом произведенных страховых выплат по Договору.
В случаях, когда досрочное прекращение Договора вызвано невыполнением/ненадлежащим выполнением его условий по вине Страховщика, последний обязан возвратить Страхователю уплаченную им страховую премию либо страховые взносы полностью.
В случаях, когда досрочное прекращение Договора вызвано невыполнением/ненадлежащим выполнением его условий по вине Страхователя, уплаченные Страховщику страховая премия либо страховые взносы не подлежат возврату.
15. Ответственность сторон
15.1. При несвоевременной уплате страховой премии/очередного страхового взноса Страхователь обязан уплатить Страховщику неустойку в порядке и размере, установленных статьей 353 Гражданского кодекса Республики Казахстан.
15.2. При несвоевременном осуществлении страховой выплаты Страховщик обязан уплатить Выгодоприобретателю неустойку в порядке и размере, установленных статьей 353 Гражданского кодекса Республики Казахстан.
15.3. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по Договору, не несет имущественную ответственность за неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.
15.4. Форс-мажорные обстоятельства включают в себя, но не ограничиваются этим: наводнения, пожары, землетрясения и другие стихийные бедствия, войны или военные действия любого характера, блокады, запреты государственных органов.
15.5. Сторона, которая испытывает действие форс-мажорных обстоятельств, обязана уведомить о наступлении таких обстоятельств, другую сторону в течение 3 (трех) рабочих дней.
15.6. Действие форс-мажорных обстоятельств должно подтверждаться соответствующими документами компетентных органов.
16. Порядок разрешения споров
16.1. Любые споры и/или разногласия, возникающие из Договора или в связи с ним, разрешаются посредством переговоров.
16.2. Если Договором не предусмотрено иное, в случае не достижения договоренности сторонами, споры и/или разногласия подлежат урегулированию в Казахстанском Международном Арбитраже в соответствии с действующим Регламентом. Место проведения Арбитража г. Алматы. Языком арбитражного разбирательства будет русский язык.
17. Заключительные положения
17.1. Все, что не оговорено настоящими Правилами, регулируется в соответствии с законодательством Республики Казахстан. В случае противоречий между Договором и Правилами страхования, применяются положения Договора.
17.2. По соглашению сторон в заключаемый Договор могут быть включены особые условия (страховые оговорки, определения, исключения и т.п.), если они не противоречат законодательству Республики Казахстан.