Кто возместит ущерб от природных катастроф?
Кто возместит ущерб от природных катастроф?
Проливной дождь и резкое потепление стали причиной подтопления сразу в нескольких областях Казахстана. Эта весна выдалась обильной на паводки – «Казгидромет» предупреждал. Как итог: затопленные дома, миллионы тенге ущерба и вопросы: кто возместит ущерб от природных катастроф, или где найти лишние деньги на ремонт?
С начала 2018 года жители Кызылординской, Восточно-Казахстанской, Южно-Казахстанской, Жамбыльской и Алматинской областей столкнулись с обильными осадками, сильным таянием снега и подтоплениями. Как итог: затопленные дома, испорченное имущество и миллионы тенге ущерба. Что делать и как быть? – вопросы, которые задаёт себе каждый, побывавший в подобной ситуации. К сожалению, ответ не всегда очевиден: ждать помощи от государства, или же тратить собственные деньги на возмещение ущерба. Учитывая, что недавние паводки – лишь малая часть того, с чем могут столкнуться казахстанцы, а число природных катастроф в мире лишь растёт, прогноз не утешительный.
По данным Munich Re, в 2017 году от стихийных бедствий мировая экономика потеряла $330 млрд., это второй показатель в истории. Всего за год произошло 710 природных катастроф, погибло около 10 000 человек. Пугающая статистика, давно ставшая реальностью. И если в Казахстане с ней принято мириться, то с её последствиями в развитых странах научились бороться. Благодаря высокому проникновению страхования, часть рисков удаётся обеспечить страховой защитой. К примеру, в 2017 году пятая часть ущерба оказалась застрахованной. К сожалению, казахстанцы пока не спешат страховать своё имущество. По данным страховой компании «НОМАД Иншуранс», отношение страховых премий к ВВП в 2017 году составило лишь 0,71%, при этом объём страховых премий по действующим договорам физических лиц – 0,35%, что говорит о слабом проникновении страхования. При этом ежегодно число природных и техногенных катастроф в Казахстане растёт.
Так, по данным Министерства внутренних дел РК, только в 2017 году было зафиксировано 17 723 чрезвычайных случая и происшествий природного и техногенного характера. Масштабы пугают: 3 774 человека пострадало, 1 094 человека погибло, ущерб считывается сотнями миллионов тенге. 86,1% зафиксированных случаев – чрезвычайные ситуации техногенного характера (15 259 случаев), 13,9% – чрезвычайные ситуации природного характера (2 464 случая). Стоит отметить, что постоянно растёт число пожаров, как природного характера (в 2 раза), так и производственного, и бытового (на 3,8%).
«Мы не в силах предотвратить природные катаклизмы, единственное, что мы можем – устранить последствия и обезопасить себя от возможных расходов в будущем. – Заявил председатель правления страховой компании «НОМАД Иншуранс» Даурен Иманжанов. – Так, в недавнем интервью Заместитель министра внутренних дел Казахстана Юрий Ильин посоветовал казахстанцам застраховать собственное имущество, чтобы облегчить процесс возмещения ущерба. По его данным, в 2017 году на номер спасательной службы 112 поступило около 6 миллионов звонков. Нужно понимать, что при таком количестве звонков обеспечить всех казахстанцев защитой спасателей сложно. Именно поэтому страхование может не только решить существующую проблему, но и обезопасить казахстанцев от непредвиденных рисков».
Помочь казахстанцам справиться с последствиями природных и техногенных катастроф могло бы обязательное страхование недвижимости. В развитых странах этот вид существует уже достаточно давно. К примеру, в 2017 году страховой ущерб от ураганов «Ирма», «Харви», «Мария» и разрушительного землетрясения в Мексике составил $135 млрд. В Казахстане же проект обязательного страхования недвижимости был представлен в середине 2014 года. Тогда его горячо обсуждали в СМИ и социальных сетях, а казахстанцы в целом высказались против него. С тех пор проект находится на доработке Национального банка, и в ближайшее время его запуска ожидать не стоит. Неоднозначное отношение к проекту можно объяснить не только экономическим развитием страны, но и достаточно слабой страховой культурой – к сожалению, большинство казахстанцев пока не понимают выгоды от страхования, и что стоит это в разы дешевле, чем устранение последствий паводков, пожаров или иных стихийных бедствий.
«Наша задача – объяснить казахстанцам, что страхование – это не чья-то блажь, а действительно работающий инструмент. В прошлом году наша компания выплатила 327 млн. тенге по страхованию имущества. Таким образом, наши клиенты возместили полученный ущерб, и им не пришлось искать лишние деньги, чтобы сделать ремонт. – Добавил Даурен Иманжанов. – В случае с паводками, от которых каждый год страдают казахстанцы – а прямо сейчас помощи ждут более трёх тысяч усть-каменогорцев, – это бы значительно ускорило возмещение убытков. К примеру, сейчас компенсации осуществляются за счёт бюджетных средств акиматов, и не способны возместить ущерб в полном объёме – лишь в пределах минимальных потребностей. Полученной суммы вряд ли хватит на то, чтобы восстановить, к примеру, частный жилой дом и пострадавшее имущество. Страховой полис обеспечил бы выплату в гораздо большем объёме. Если взять за основу частный дом стоимостью в 30-50 миллионов тенге, то страховой полис обойдётся в 60 тыс. тенге. Цена спокойствия – невысокая, по сравнению с возможными убытками».
Ежегодно ущерб от природных катастроф в Казахстане исчисляется сотнями миллионов тенге. При этом государство не способно полностью его компенсировать. По данным Национального банка РК, в 2017 году объём имущественного страхования в Казахстане составил 81 млрд. тенге. При этом лишь 0,35% (страховые премии по действующим договорам) приходится на договора физических лиц. Однако даже эти данные не дают полного представления об объёмах застрахованного имущества казахстанцев, так как в этой сумме учитываются договора, к примеру, залогового имущества. В реальности же цифры ещё ниже. Таким образом, сейчас бремя возмещения ущерба от природных катастроф лежит на самих казахстанцах, и вопрос «кто возместит ущерб от природных катастроф?» остаётся открытым – всё зависит от того, что выберут граждане.